Отличия цветовых схем CMYK и RGB
Зачастую тщательно созданный в графическом редакторе макет в напечатанном виде тускнеет и сереет. Цветовые схемы для экрана и полиграфии принципиально различны, при переводе изображения из одной в другую происходит потеря цветности. Опытные дизайнеры и полиграфисты пользуются специальными программами и настройками, чтобы максимально приблизить палитру печати CMYK к исходной RGB. Для начинающих же знание основ цветопередачи в разных моделях — уже половина успеха.
RGB
Экранами любых электронных устройств используется модель RGB, которая основана на оптическом излучении приборов и трех базовых цветах:
- red — красный;
- green — зеленый;
- blue — синий.
Схема отталкивается от строения и физиологии человеческого глаза. Каждый из оттенков видимой нами палитры можно получить путем смешивания красного, синего и зеленого в определенных пропорциях. Эти три цвета принято называть базовыми. При этом соединение их в максимальной яркости дает белый. Чем больше синего, красного и зеленого в объединенном пучке световых потоков, тем светлее результат. Луч белеет.
Пиксели должны светиться
Такая схема идеальна для гаджетов. Если излучения нет, цветности нет вообще и экран черный. Чтобы пиксель засветился, через красную, зеленую и синюю части кристалла пропускают электрический ток. Описать цветовую модель RGB значит описать интенсивность свечения каждого из трех цветов пикселя. При использовании графической программой 8 битов для определения яркости числовые значения характеристик варьируются от 0 до 255.
Например, самый насыщенный синий — это RGB (0,0,255), а RGB (255,255,255) означает пик интенсивности трех цветов или белый.
Таково пространство наших экранов. Количество оттенков, получающихся при комбинации интенсивностей свечения, огромно, особенно при использовании 16 и 24 битов. Тот случай, когда получаешь больше, чем заказываешь. Глаз не все тонкости различает, а надо еще и напечатать.
CMYK
Цветовая модель для печатающих устройств CMYK привязана к свойству материала отражать естественный или искусственный свет и включает четыре базовых цвета:
- Cyan — сине-зеленая смесь или циан. Белый без красного.
- Magenta — пурпурный, смесь красного и синего. Белый без зеленого.
- Yellow — желтый, микс красного и зеленого. Белый без синего.
- Key — черный, переводится как «ключевой».
При смешивании цветов палитры краска темнеет, оттенков становится все меньше. Микс циана, магенты и желтого в равных пропорциях должен давать черный, который является признаком отсутствия цвета в мире физики и базовым для печати в мире полиграфии. На практике же полученный черный оказался неудовлетворительным грязно-коричневым, к так называемой полиграфической триаде циан/магента/желтый пришлось добавить четвертую краску. Именно поэтому CMYK называют четырехканальной моделью.
Какой оттенок получится на листе в результате печати, зависит не только от качества красящих пигментов, но и от характеристик бумаги и палитры исходного файла.
Совмещение цветовых пространств RGB и CMYK
Отраженный свет всегда более блеклый. Цветовой охват CMYK, используемой в полиграфии, заведомо меньше. Чтобы визуальные ожидания оправдывались, перед запуском в производство необходима грамотно проведенная дизайнером-полиграфистом конвертация проекта из одной схемы цветопередачи в другую. Палитра должна быть разделена по четырем каналам.
При наличии опыта возможна и самостоятельная предпечатная конвертация макета в профессиональной графической среде подобно Photoshop. Кроме выбора профиля CMYK, полезны следующие опции программы: компенсация точки черного, выбор мелованной бумаги, стандартное растискивание со значением 12%. Цель — преобразовать изображение так, чтобы ярко-синий не отдавал фиолетовым, а сочно-зеленый не утратил свежести.